Путь Сердца

Объявление

Любой участник форума (практик) может открыть свою тему - дневник. Участнику может быть предоставлен авторский раздел, если у него много интересных записей на разные темы. В своем разделе автор может вести модерацию сам, либо назначить кого-то из друзей. Что бы получить раздел - Нужно предоставить пример записей, которые у автора уже есть. Можно вести аудио и видео - разделы, вставляя ролики хранящиеся на других серверах. Для общения создан Основной форум. При необходимости будут созданы новые разделы. Либо могут быть изменены названия уже существующих, если возникнет такая необходимость. Форум Путь Сердца - только начал развиваться как проект. Поэтому будут рассмотрены все конструктивные предложения по его улучшению.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Путь Сердца » Путь Сердца » Шаманизм, нео-шаманизм, исследования


Шаманизм, нео-шаманизм, исследования

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Валентина Харитонова
доктор исторических наук, кандидат филологических наук, руководитель группы медицинской антропологии Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН

Источник — http://postnauka.ru/video/48994
В чем заключается условность терминов «шаманизм» и «неошаманизм»? Как интерпертировал шаманские практики американских индейцев Майкл Харнер? Почему в России развитие неошаманизма было связано с практиками народного целительства? На эти и другие вопросы отвечает доктор исторических наук Валентина Харитонова.

В чем заключается условность терминов «шаманизм» и «неошаманизм»? Как интерпретировал шаманские практики американских индейцев Майкл Харнер? Почему в России развитие неошаманизма было связано с практиками народного целительства? На эти и другие вопросы отвечает доктор исторических наук Валентина Харитонова.
«Неошаманизм» — это весьма условный термин, так же как термин «шаманизм», потому что он был предложен, во-первых, неспециалистами и, во-вторых, это был русскоязычный термин, русскоязычное слово, которым попытались охватить сразу огромное количество очень разных явлений. Поэтому в настоящее время, когда мы говорим о шаманизме или неошаманизме, нам приходится всегда корректировать себя, если речь идет о каких-то специальных исследованиях.

В каждой традиционной культуре, где был шаманизм, можно насчитать больше десяти специалистов, которые имеют отношение к магико-мистическим или магико-медицинским практикам, и при этом условно их всех могут называть шаманами. Споры о том, кто такой шаман, идут давно. А вот кто такой неошаман — это тоже большой вопрос, потому что, как вы понимаете, термин был создан просто путем присоединения префикса «нео-», новый шаман.

Рекомендуем по этой теме:
Истоки магического реализма
Что такое новый шаман и откуда он появился? Во-первых, это явление было зафиксировано изначально не у нас, а на американском континенте, когда там пошло возрождение традиционных культур индейцев, было разрешено ими снова пользоваться. Люди, которые заинтересовались этими культурами и начали обращаться к ним напрямую не только как исследователи, но и как последователи, стали называться неошаманами. То есть термин фактически возник в рамках так называемого нью-эйджа, движения «Новый век», в которое можно, простите, затолкать очень многие явления.

До сих пор американские исследователи называют неошаманизмом все многочисленные явления, которые связаны с этим возрожденческим процессом, с процессом освоения традиционных магико-мистических практик современными людьми независимо от того, кто они, какой у них уровень образования и что они потом делают — главное, что они к этим практикам приобщаются. Конечно, этот термин можно уточнить, и для меня это принципиально важно. Это понятно, потому что в Америке все ринулись изучать индейцев и индейский шаманизм, и это было чужое наследие для тех людей, условно говоря, белой расы, которые попытались принять эту культуру.

Здесь мы можем сказать о нескольких очень интересных лицах, которые непосредственно с этой культурой связали свою судьбу и имеют к неошаманизму до сих пор самое прямое отношение. Скажем, всем известный писатель Карлос Кастанеда, которым зачитывались в 90-е годы, когда у нас начали массово переводить его романы, и большинство людей до сих пор абсолютно уверены, что это, с одной стороны, исследователь, с другой стороны, шаман. На самом деле это в общем так и есть.

Более интересная личность в этом отношении — наш коллега-антрополог (Кастанеда, кстати, тоже антрополог) Майкл Харнер. Профессор Майкл Харнер в свое время, когда он еще делал свою PhD-работу, посетил индейские племена и изучал там индейский шаманизм. После того как он защитился, он снова отправился в те же самые индейские племена и прошел посвящение, став полноценным, полноправным шаманом, настоящим шаманом, которого теперь называют, например, неошаманом — можно его называть и другими терминами. Харнер организовал целую сеть шаманизма или неошаманизма в разных странах мира. В настоящее время в этой сети огромное количество людей, которые создавали свои организации.

Организация Харнера — Фонд изучения шаманизма — существует до сих пор, она сама по себе очень интересна, так же как тот тип, условно говоря, неошаманизма, который он выработал.

Он создал эту систему на основе исследований самых разных индейских шаманизмов и потом уже не только индейских, на основе знания литературы, и он адаптировал эту систему для таких людей, как мы с вами. Система сама по себе достаточно сложна, но тем не менее в нее можно погрузиться не только через обучение непосредственно у Харнера или его прямых учеников, а в нее можно погрузиться даже путем изучения его книги, которая являет собой, по сути дела, учебник. Она называется «Путь шамана» и, кстати, издавалась на русском языке как минимум дважды, в двух разных переводах.

То, что делает Майкл Харнер, — и это интересно — дошло до нашей страны, но дошло значительно позже, естественно, чем начало развиваться в Соединенных Штатах, когда у нас начался процесс развала Советского Союза. Это время, когда был огромный выброс магико-мистической литературы на наши книжные полки, на наши книжные лотки, на развалы, как это тогда называлось. Это время, когда активизировалась парапсихологическая линия в научных и околонаучных исследованиях, и это время, когда миссионеры от западного шаманизма поехали в нашу страну, а наши люди, соответственно, поехали туда учиться.

Одной из первых интересных учениц непосредственно Майкла Харнера была Алина Слободова. Она в начале 90-х годов, пройдя обучение у Майкла, приехала сюда, тут же создала в Москве свой совершенно замечательный на тот момент, очень интересный с этнографической и этнологической точки зрения центр, в котором стала обучать харнеровскому варианту шаманизма. Мы можем называть его неошаманизмом, но я бы предпочла называть его экспериенциальным шаманизмом, поскольку это довольно своеобразная линия развития шаманских практик и шаманских воззрений. Дело в том, что это обобщенное знание о шаманизме, которое предлагается человеку той культуры, которая не имела отношения к собственно шаманской жизни, может быть, никогда, возможно, эти люди имеют среди своих прямых родственников тех, кто когда-то жил в шаманских культурах, но это совсем необязательно. То есть это система для всех, и в рамках этой системы человек может просто почувствовать через свой собственный опыт, что такое погружение в шаманскую практику, в так называемые шаманские путешествия, потому что Майкл Харнер использовал именно тип традиции, который связан с шаманским путешествием.

Рекомендуем по этой теме:
Новые ритуалы в коммунистическом обществе
Развитие экспериенциального шаманизма в нашей стране проходило очень интенсивно и проходит до сих пор. Причем к такого рода неошаманизму обращаются люди, как правило, с высоким уровнем образования, часто это психологи, которым необходимы вспомогательные методики, для того чтобы работать со своими клиентами. Таких психологов очень много. Между прочим, сама Алина Слободова тоже психолог по образованию, она даже писала кандидатскую диссертацию, но не завершила ее и занялась практическим шаманизмом.

Кроме того, термин «неошаманизм» в нашей стране можно распространить на другой класс людей и на похожие, но не совсем идентичные явления. Дело в том, что у нас начал возрождаться свой неошаманизм на базе традиционных вариантов шаманизма, которые были представлены в первую очередь у народов Сибири и северо-востока. Южная Сибирь в этом смысле, по сути дела, была первой.

Что произошло у нас? В нашей традиции, в нашей практике это все было связано непосредственно с развитием народного целительства. Здесь народное целительство — это важнейшая функция шамана. Народное целительство опередило немного все остальные вещи, которые можно связывать с шаманизмом, и поэтому первые шаманские организации, которые начали создаваться у нас, — а у нас стали создаваться именно шаманские организации — были целительской направленности.

Что это такое? Народное целительство — это то, что связывалось непосредственно с традиционной и народной медициной. Эти практики тоже возрождались активно в начале 90-х годов, и в это время появились первые центры народного целительства и народной медицины. Мало того, в 1993 году у нас были законодательно приняты в законе о здравоохранении две статьи, номер 56 и 57, связанные с народным целительством. В это время активно развивались некие целительские организации, и в них входили шаманы. Но дело в том, что помимо целительства в этот же период активизировался интерес к национальным культурам, к возрождению национальных культур и возрождению традиционных религий. Шаманизм был объявлен в нескольких республиках — в первую очередь это Республика Саха (Якутия), Республика Тыва и Бурятия — традиционной религией, причем это было законодательно задокументировано.

Здесь есть один нюанс. Дело в том, что религиозные организации не платят за аренду помещений и не облагаются специальными налогами в отличие от организаций типа целительских, которые, естественно, воспринимались как коммерческие организации. И это было одним из условий, что шаманизм пошел в своем возрождении, в своем развитии в ином направлении.

Шаманизм — это условное явление, которое объединяет в себе очень многие вещи: и целительское, лекарское начало, и в том числе религиозное начало.

Очень часто функции шамана распространяются на то и другое. Я предпочитаю различать в этом отношении жрецов и шаманов, но в принципе большинство исследователей объединяют всех в единое понятие «шаман» и «шаманизм» и рассматривают их всех вместе.

Стали создаваться шаманские организации, и это местные организации шаманов, которые до сих пор у нас существуют. И здесь, собственно, если мы говорим о неошаманизме, то, конечно, это совершенно новая черта, которая несвойственна традиционному шаманизму. Потому что традиционный шаман — это все-таки человек-одиночка, почти небожитель, обладающий определенными специфическими знаниями мистического порядка, контактирующий с духами, и, естественно, его задача — охранять свой род, свое племя.

Здесь же в свете изменения нашей жизни, социального окружения, культурно-религиозной ситуации, естественно, поменялись и сами функции шаманов, и принципы их быта, их жизни и даже их камланий. Шаманы в основном переместились в города, в эти самые религиозные организации. И в этих религиозных организациях произошло то, что напоминает нам советские варианты существования. То есть появились, условно говоря, партийно-профсоюзные организации, которые состоят из шаманов, с очень строгой подчиненностью руководителям этих организаций, и они пытаются выстроиться, централизоваться на данном этапе. Организаций таких довольно много, они все интересны, каждая из них специфична сама по себе.

Но если мы говорим о развитии неошаманизма у нас, то мы не должны забывать, что помимо неошаманизма в республиках — с моей точки зрения, это просто естественный вариант продолжения шаманизма, потому что в неошаманизм пришли люди, предки которых действительно были шаманами, настоящими шаманами, у многих сохранилась даже непрерывная традиция, и их логичней было бы называть собственно шаманами, а не неошаманами, — помимо этого, у нас появились другие варианты в крупных городах.

Рекомендуем по этой теме:
Ритуал в теории Дюркгейма
Например, в Москве, Петербурге, в больших городах Сибири появилась довольно большая группа людей, которых логичней, наверное, называть городскими шаманами. Сами они себя тоже именуют шаманами, иногда говорят, что они городские шаманы. Этот вариант уже достаточно удален от традиционного шаманизма. Здесь люди очень часто не придерживаются конкретной традиции как таковой, и если неошаманы просто вписаны в свою исходную, исконную традицию, то эти люди пытаются осваивать разные варианты традиций и конструировать из них наиболее удобный для них вариант существования в практиках шаманизма. Это совершенно нормально.

Надо отметить, что существование неошаманизма — это вариант бытия этих практик в глобализирующемся мире. И поскольку у нас шаманизм сразу стал каким-то общим явлением, мы отошли от представления о шаманизме как шаманизме родоплеменной культуры, то, естественно, шаманы начали очень активно контактировать между собой, шаманы самых разных групп, обмениваться своими практиками, методами.

Если мы говорили о том, что в свое время с Запада к нам пришла волна нового шаманизма, сконструированного Харнером и другими нашими коллегами, то должны сказать, что от нас тоже пошла волна неошаманизма в Европу и Америку. Причем этому способствовали сами иностранцы, иностранные журналисты и иностранные исследователи, они активно вывозили на научные конференции наших неошаманов. Эти шаманы обосновывались в различных странах — например, в Италии была такая замечательная шаманка из Тувы Айчурек, которая создала свое священное место, и это священное место до сих пор сохраняется в долине Аоста. В 2014 году там проходила антропологическая школа, и наша антропологическая школа посещала это священное место, вспоминая наших неошаманов за границей.

0

2

Источник -- http://postnauka.ru/video/52246
Антрополог Валентина Харитонова о шаманских камланиях, эпилептоидном синдроме и процессе становления шамана

Шаманская болезнь — это довольно странный термин, поскольку, с одной стороны, его можно распространять не только на шаманов, а с другой стороны, мы должны честно сознаться, что это не болезнь. И, может быть, поэтому неслучайно в современной ситуации, когда шаманизм значительно трансформировался, наши новые шаманы, или неошаманы, говоря о шаманской болезни, иногда рассказывают нам самые невероятные ситуации. Например, однажды меня поразила шаманка — во всяком случае, она себя считала таковой, — которая мне сказала в ответ на вопрос, как у нее протекала шаманская болезнь, что это был очень длительный насморк, она страдала несколько лет, потом приехал целитель из Москвы, она пошла к нему и он, посмотрев на нее, сказал: «Да ты же шаманка, тебе же надо учиться, и это у тебя шаманская болезнь. Как только начнешь работать — все пройдет». Увы или ах, так и случилось. Она действительно считает, что это была настоящая шаманская болезнь.

На самом деле, если мы обратимся к шаманской традиции, то, разумеется, там эта шаманская болезнь, и это подчеркивают все исследователи, которые так или иначе занимались традиционным шаманизмом, например, в книге Басилова «Избранники духов», очень популярной сейчас, вы найдете именно этот момент: он оговаривает, что самое важное в шаманской болезни — это психические страдания человека. Причем психические страдания были очень сильными, они проходили с фантастическими галлюцинациями, и это знал не только сам человек, это видели и окружающие — я имею в виду не галлюцинации, а его страдания. Причем эти страдания могли быть не только психического, но и психофизического характера, то есть в этом процессе становления была задействована практически вся психофизиология человека.

Рекомендуем по этой теме:
Неошаманизм
Наверное, разумнее говорить о том, что шаманская болезнь — это именно процесс становления шамана, как сейчас западные исследователи в первую очередь и трактуют этот вопрос. Если говорить о том, что было раньше, то мы должны сознаться, что там все происходило настолько мощно, настолько сильно и, с точки зрения чужих по культуре путешественников, наблюдавших подобные явления, абсолютно в варианте психического отклонения, что мы, конечно, должны помнить, что эта первооснова шаманской болезни, видимо, была спровоцирована и психикой, и физиологией шамана, и в том числе культурой. Тот же самый Владимир Николаевич Басилов любил говорить о том, что на самом деле все, что происходит с шаманом в этот период, культурно спровоцировано. И это действительно так, потому что, когда люди жили в достаточно замкнутом окружении, они хорошо знали, кто такой шаман, как происходит становление шамана и что за этим должно последовать. Собственно, по такой накатанной схеме все и происходило. Однако если мы это рассматриваем с позиции нейрофизиологии, с позиции психологии, с позиции даже каких-то соматических проявлений, происходящих в это время с человеком, то мы должны помнить, что это не только явление культуры, а это явление психофизиологии, конечно.

У меня в начале 2000-х годов был большой интердисциплинарный проект по изучению своеобразия личности шаманов, народных целителей и других лиц, которые имеют отношение к подобным проявлениям и к соответствующим магико-мистическим и магико-медицинским практикам. На самом деле было понятно, что это люди, которые не просто проходят определенный вариант интересного становления, но и действительно в результате этого становления что-то меняют в своем сознании, у них меняется работа мозга. Они обретают какой-то вариант работы мозга, с помощью которого они потом ведут свою шаманскую практику. Но вот для того, чтобы прийти к этому, они должны пройти очень солидное становление, которое напоминает психические заболевания.

Само становление шло в разных вариантах. Очень красочно об этом обычно рассказывают и пишут якуты. Скажем, в книжке Ксенофонтова, переизданной в 1992 году, вы можете найти очень много самых разных материалов о том, какие видения испытывали будущие шаманы и как они себя вели в этот период: как они вскакивали ночью, например, голышом убегали из дома, носились на морозе по лесам, иногда их там находили в совершенно неподвижном состоянии, когда люди уже думали, что человек умер, но он снова возвращался к жизни. Те галлюцинации, которые они испытывали, чрезвычайно интересны. Они интересны своим наполнением и для психиатров, для того чтобы соотнести с тем, что происходит у некоторых людей, которых современная психиатрия считает ненормальными. Можно посмотреть другие традиции и другие варианты становления шамана.

Скажем, на северо-востоке Сибири мы можем наблюдать такое явление, как трансвестизм, в результате чего человек тоже становился шаманом.

То есть мужчина становился женщиной, вживался в облик женщины, иногда даже такая «женщина», условно говоря, выходила замуж за мужчину и вела такой определенный вариант жизни. Об этом много писал, например, Тан-Богораз в своих научных работах и литературных трудах. Но эти варианты не очень похожи один на другой, однако суть одна и та же: там везде присутствуют шаманские страдания. То есть человек, для того чтобы стать шаманом, должен был испытывать воздействие духов со стороны, поскольку сама идея шаманизма связана непосредственно с тем, что это человек, у которого, с одной стороны, были предки-шаманы, с другой стороны, его, как избранника, как человека, способного к шаманской деятельности, начинают принуждать к ней эти самые духи. Порой они осознаются как духи предков-шаманов, порой несколько по-иному. Но, так или иначе, человек, как правило, не хочет становиться шаманом. Его заставляют. И это принуждение происходит при очень серьезном воздействии духов именно психического порядка в первую очередь.

Если говорить о том, с какими заболеваниями это может коррелировать, то в советское время, когда шаманов начали рассматривать просто как психически больных людей, им ставили очень разные диагнозы. Причем в принципе можно обратить внимание на то, что эти диагнозы регионально различаются. Скажем, эпилептоидный синдром — это один из диагнозов, который очень часто бывает в Южной Сибири у будущих шаманов или у тех, кто не состоялся как шаман. Какие-то варианты там, конечно, назывались шизофренией. Все это находит какие-то свои подтверждения, если мы смотрим описание процесса становления шамана. И разумеется, это можно соотносить отдаленно, но, наверное, невозможно говорить о том, что шаманы — это просто сумасшедшие, как какое-то время в XVII–XVIII веках казалось первым путешественникам, наблюдавшим процесс шаманских камланий. Естественно, это было совсем непохоже на нашу культуру, и европейцы, приехавшие туда, смотрели на этих людей как на немножко ниже себя стоящих людей. И вот отсюда такое отношение, которое потом вылилось просто в постановку каких-то диагнозов. Но дело в том, что если человеку ставился подобный диагноз — это опять же мы уже говорим о советском периоде — и человека отправляли в психклинику на лечение, то, честно говоря, ничем хорошим это не кончалось. Он, как правило, и шаманом не становился, и терял свои личностные навыки.

Рекомендуем по этой теме:
5 книг по истории советской этнографии
Однако тот человек, который проходил своим путем, проходил через это шаманское становление, естественно, превращался в шамана. Что здесь было очень важно в традиционном обществе? Дело в том, что в ситуации, когда человек впадал в такое состояние, которое можно было обозначить как «кандидат в шаманы», к нему приглашали большого шамана — человека, способного понять, что с ним происходит. И в результате камлания определенного типа этот старший шаман обычно делал свое умозаключение. Либо он говорил, что этот человек будет шаманом, и тогда, как правило, брал его в ученики, если традиция позволяла такое, либо он говорил, что это, конечно же, психически больной и его необходимо лечить. Разумеется, он говорил не такими словами, как я сейчас говорю, поскольку для них это было вселение духов, это была одержимость, нужно было этих духов изгонять. То есть два варианта: либо мы духов отгоняем, либо, наоборот, мы знакомим этого будущего шамана с духами-помощниками, с его духами-хранителями, покровителями, с помощью которых он будет впоследствии работать, проводя свои шаманские камлания.

Мы говорим о том, что шаманская болезнь — это процесс становления шамана. Однако у нас есть разные шаманские техники и разные варианты шаманских практик. Все то, о чем я сказала ранее, связано, как правило, с техникой, которая называется «путешествие шамана», дополнительной техникой «изгнание шаманских духов» или общение с ними в каком-то другом варианте. Есть еще одна техника, которая сейчас очень активно используется в Бурятии. Она в большей степени имеет отношение к Центральной Азии, нежели к традициям наших сибирских народов, — это техника вселения духа. Здесь немного другая процедура и шаманской болезни самой по себе, и становления шамана. Если при «путешествии шамана» очень важно было понять, что этот человек должен стать шаманом, и провести с ним специальное камлание, осуществить как бы финал такого посвящения, инициации, то в данной ситуации у нас не разовое посвящение, не разовая инициация, а поэтапное посвящение. И тогда получается, что можно начать заниматься шаманской практикой, почти не испытывая страданий шаманской болезни.

Как только обнаруживаются первые признаки того, что человек может стать шаманом, он обращается к вышестоящим шаманам, которые прошли довольно много посвящений. Скажем, в той традиции, которую я упомянула, — вселение духов — говорят либо о девяти посвящений, либо о тринадцати посвящений, в результате чего человек обретает почти божественный статус, он становится шаманом-заарином, таким священным лицом по сути. А изначально он проходит поэтапно такие посвящения и обучение, причем обучение может идти в самом прямом смысле.

Сейчас у нас есть чрезвычайно интересное общество в Улан-Удэ под названием «Тэнгэри», где активно посвящают современных шаманов, используя старобурятские традиции.

Причем они сейчас были привнесены в нашу реальность из Северной Монголии, где живут буряты, и нынешние буряты, проживающие в Республике Бурятия, посвящались там, обретая это знание и проходя свои многочисленные посвящения. Теперь же это идет в самой Бурятии. Причем могут посвящать не только бурятов, этнических бурятов, но и представителей других национальностей.

Там это проходит тоже достаточно болезненно, особенно если у человека были позывы к тому, чтобы началась шаманская болезнь, чтобы он буквально свалился в нее. Но тем не менее это идет в большей степени как тренинг, и это действительно такое поэтапное становление шамана, где на каждом этапе его обучают определенному варианту работы. Что это такое? Это работа в измененном состоянии сознания. И если в традиции шаман как бы сам, иногда одномоментно — очень часто именно такое бывало — сваливался как бы в это измененное состояние сознания, он вдруг совершенно неожиданно для себя начинал кого-то видеть, что-то слышать, его преследовали голоса, которые что-то от него требовали во время шаманской болезни, он видел этих духов в совершенно страшных вариантах, они мучили его, могли его терзать, и это было, так сказать, сигналом к тому, чтобы выйти из этой ситуации. Его разово посвящали, и он начинал справляться со всем тем, что он видел и слышал.

Здесь это проходит в более мягкой форме, и, соответственно, человек просто обретает как бы всякий раз новую возможность, новый вариант такой работы в измененном состоянии сознания. И надо сказать, что сейчас вообще очень резко изменилось преставление о шаманской болезни. Нынешние шаманы не только, как я сначала сказала, говорят о том, что три года был насморк, но они говорят, как правило, либо о каких-то физических страданиях, которые их преследовали, либо о депрессивных состояниях, либо о том и другом, иногда речь может идти о чем-то ином. И, кстати, к подобного рода деятельности может приводить, естественно, не только шаманская болезнь, особенно в таких классических вариантах, о которых мы упомянули в начале нашего разговора, а здесь могут быть самые разные иные варианты, когда человек, например, получает травму, связанную с мозгом, и он вдруг начинает видеть, слышать и обращается тоже либо к шаманской практике, либо к целительской практике, либо еще к какой-то. Надо сказать, что это пока недостаточно изученные моменты и, наверное, в будущем это будет исследовано, но именно в интердисциплинарном варианте, когда нейрофизиологи, психиатры, психологи, биофизики и биохимики объединятся и рассмотрят это со всех сторон. Хотя в настоящее время уже есть такие интересные исследования.

0

3

Получение шаманского дара

Болезнь будущего шамана и идея "избранничества"

цитаты из книги Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных Народов Сибири (Опыт ареального сравнительного исследования).- Новосибирск: Наука Сиб. отд., 1984.- 233 с.

еловек становился шаманом "по воле духов". Они будто бы принуждали своих избранников стать посредниками между людьми и сверхъестественными существами. Люди, которым суждено стать шаманами, иногда имели особые метки - родимое пятно, лишний палец и т. п. Все будущие шаманы в начале страдали какой-то психической болезнью, которую якобы посылали духи, заставляющие своего избранника начать камлания.

В целом можно считать вполне установленным, что "шаманская" болезнь была наследственной. Она, видимо, передавалась как по отцовской, так по материнской линии. В освещении этого вопроса нет единства.

Необходимо отметить, что шаманом, по якутским взглядам, могли стать и люди, не имевшие предков-шаманов. У них "шаманская" болезнь начиналась в результате случайного контакта с умершим шаманом.

Например, информатор В. Л. Серошевского Тюспют заболел после того, как использовал для костра кучу дров, установленную на могиле эвенкийского шамана [Серошевский, 1896, с. 627]. Н. А. Парфенов начало, своей болезни объяснял тем, что он перед этим нашел железную птицу - привеску к шаманскому костюму (полевые материалы автора, 1965 г.). Оленекский шаман Отчут в молодости раскопал шаманскую могилу. Потом сильно болел в течение трех лет и стал сильным шаманом (по сообщению якутки Марии Афанасьевны Григорьевой, с. Оленек Оленекского района ЯАССР, 1962 г.).

Во время болезни будущий шаман сторонился людей и влачил самое жалкое существование. Родные старались избавить его от получения дара шаманства; Если это не удавалось, приглашали опытного шамана, и он определял причину недуга. Когда он приходил к заключению, что человек страдает "шаманской" болезнью, то указывал, кто из предков заставляет его стать шаманом (по сообщению алтай-кижи Михаила Соенкоевича Агылдаева, из рода кергил, 1907 г. рождения, с. Бешпельтир Шебалинского района Горно-Ал-тайской АО, 1981 г.). Затем брал будущего шамана в ученики [Ды-ренкова, 1930, с. 268].

0


Вы здесь » Путь Сердца » Путь Сердца » Шаманизм, нео-шаманизм, исследования