Но как мне обрести знание сердца? Это знание можно обрести, только прожив
свою жизнь сполна. Вы живете сполна, если вы также живете тем, чем никогда еще
не жили, но оставляете другим жить или думать.54 Вы скажете: «Но я не могу жить
или думать так, как другие живут и думают». Но вы должны сказать: «Жизнь,
которую я еще могу жить, я и должен жить, и мысли, которые я еще могу думать, я
и должен думать». Дело в том, что вы хотели бы сбежать от себя, оставив многое
непрожитым.55 Но вам не сбежать от себя. Все это остается с вами и требует
исполнения. Если вы притворяетесь слепым и глухим к этому требованию, вы
притворяетесь глухим и слепым к самому себе. Так вам никогда не достичь знания
сердца.
Знание сердца — это знание того, каково ваше сердце.
У коварного сердца вы научитесь коварству.
У доброго сердца вы научитесь доброте.
Итак, чтобы ваше понимание стало совершенным, учтите, что сердце ваше не
доброе и не злое. Вы спросите: «Что? Мне жить и злом?»
Дух глубин требует: «Жизнь, которую вы еще можете жить, вы и должны жить.
54 В 1912 г. Юнг утверждал, что изучения недостаточно, если хочешь стать «знатоком человеческой души». Чтобы
сделать это, надо «отложить точную науку и отбросить мантию ученого, попрощаться с исследованиями и с
человеческим сердцем странствовать по миру, через ужасы тюрем, сумасшедших домов и больниц, через темные
пригородные пабы, бордели, подпольные казино, салоны высшего общества, биржи, встречи социалистов, церкви,
возрождения и экстазы сект, испытать любовь, ненависть и страсть всех видов в собственном теле» («Новые пути
психологии», CW 7, §409).
55 В 1931 г. Юнг комментировал патологические последствия непрожитой жизни родителей на детях: «Что обычно
имеет сильнейший душевный эффект на ребенка, так это жизнь, которую его родители... не прожили. Это утверждение
покажется несколько поверхностным и неглубоким, если мы не добавим с оговоркой: та часть их жизней, которая могла
бы быть прожитой, но не была прикрыта некими банальными оправданиями».
Красная Книга